Translate

пятница, 30 ноября 2012 г.

«Защита Асо»

 Ставшая хрестоматийной история о том как можно извняться и как относиться к провинившимся.
22 ноября 1968 года пассажирский DC-8 японских авиалиний (Japan Airlines, регистрационный номер JA8032 и позывной Shiga), вылетевший в 05:36 из Токио в Сан-Франциско, приводнился в полукилометре от американского побережья. Причем сделал это так аккуратно, что большинство пассажиров не догадывались об «аварийной посадке» до того момента, пока не выглянули в иллюминаторы.
Самолёт приводнился на глубине в три метра, уровень воды оказался чуть ниже дверей пилотской кабины. Всю ответственность за случившееся взял на себя капитан корабля Кохэй Асо.


В тот день была низкая облачность, туман стелился на высоте 60—90 метров над уровнем моря, и команде приходилось ориентироваться по радиовысотомеру, который, как оказалось впоследствии, давал ошибку в 200 футов (60 метров). Вследствие этого, опустившись ниже слоя облаков, самолёт оказался над океаном с минимальным превышением, попытка командира корабля вновь набрать высоту не удалась — двигатели уже коснулись воды. Никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа во время аварии не пострадал. Самолёт был поднят из воды и на барже перевезён в аэропорт Сан-Франциско

«Защита Асо»

Расследование инцидента вело Национальное бюро по безопасности на транспорте США. Капитан Асо был вызван в качестве главного свидетеля. Руководитель комиссии по расследованию задал вопрос, как умудрился капитан посадить свой самолёт на воду в двух с половиной милях от бухты Сан-Франциско прямо по курсу посадочной полосы. По всей видимости, комиссия ожидала пространного ответа со ссылкой на различные обстоятельства, помешавшие капитану разобраться в обстановке. Однако тот дал неожиданно короткий, прямой и грубый ответ: «Асо облажался (англ. Asoh fuck up)», что моментально обезоружило комиссию и привело к скорому свёртыванию процедуры. Данная история позднее была описана американским бизнес-консультантом Дж. Б. Харви в его книге «Парадокс Абилина». Способ обезоруживания оппонента своей прямотой был назван им «Защита Асо» (англ. «Asoh Defence»). Данное название было впоследствии использовано в целом ряде книг по теории управления.

Дальнейшие события

Вследствие низкого налёта самолёта и сравнительно небольших повреждений руководство авиакомпании посчитало целесообразным отремонтировать машину. Ремонт обошёлся в сумму около 4 миллионов долларов и повторно DC-8 поднялся в воздух на 10-минутный испытательный полёт 26 марта 1969 года. После авиакомпания Japan Airlines эксплуатировала самолёт на пассажирских линиях ещё 14 лет до 1983 года. Далее DC-8 сменил несколько владельцев, в конце 80-х годов был переоборудован в грузовой самолёт и был списан в 2004 году.
Кохэй Асо не был уволен из авиакомпании, а был лишь понижен в должности и в дальнейшем совершал полёты на грузовых воздушных судах до выхода на пенсию в конце 1980-х годов.
Это решение руководства авиакомпании особо отметил в своей книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» (англ. The Fifth Discipline: The art and practice of the learning organization) американский учёный Питер Сенге:
Обучающиеся организации склонны прощать своих людей, потому что, как говорит Джон Роллваген, генеральный директор компании Cray Research, «совершить ошибку — это само по себе хорошее наказание».
Питер Сенге. Пятая дисциплина
источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий