Все люди лгут!
В начале июня в США выходит книга
профессора поведенческой экономики в Дюкском Унверситете Дэна Ариэли
«(Истинная) правда о нечестности: как мы врем всем подряд, особенно
себе»
Как сообщается , основной
тезис таков: по-крупному обманывают единицы, а в мелочах - почти все, и
второй тип нечестности куда вреднее, рассказывает The Wall Street
Journal, которому представил отрывки из книги сам автор.
В начале Доктор Ариеэли вспоминает
рассказ своего студента, о том, как он замок менял. Вызванный слесарь
оказался философом и заявил, мол, замки на дверях нужны только для того,
чтобы честные люди оставались честными. Есть один процент людей,
которые всегда будут вести себя честно и никогда не украдут. Еще один
процент будет всегда вести себя нечестно и постоянно пытаться вскрыть
ваш замок и унести телевизор; от закоренелых воров замки вас вряд ли
уберегут - эти, если им действительно нужно, найдут способ залезть в ваш
дом. Предназначение замков, сказал слесарь, в том, чтобы защитить вас
от 98% в основном честных людей, у которых мог бы возникнуть соблазн
подергать вашу дверь, не будь на ней замка.
Так какова же природа нечестности?
Ариэли и его коллеги провели эксперимент, в котором участникам
предлагалось решить как можно больше задач за 5 минут. За деньги.
Исследователи экспериментировали с размером вознаграждения и пришли к
выводу, что ожидаемого влияния на итог опыта этот фактор не оказывает.
Более того, при назначении наибольшей цены за одну решенную задачу
количество подтасовок снижалось. Возможно, в таких условиях участникам
сложнее было обманывать, сохраняя ощущение собственной честности,
предполагает Ариэли.
Изменение вероятности поимки с поличным
также не сказывается на окончательных итогах. Для того, чтобы убедиться в
этом, ученые вводили в эксперимент «слепого» ведущего, позволяли
подопытным самим брать из общей корзины плату в соответствии со своими
результатами.
Во второй части эксперимента плату за
сообразительность выдавали не деньгами, а жетонами (их потом можно было
обменять на деньги). Выяснилось, чем сильнее опосредована та выгода,
которую можно получить от мошенничества, тем больше шансов, что человек
поддастся соблазну смухлевать.
К вранью человека подталкивает и
уверенность, что врет не он один. На определенном этапе в сценарий
включали подставного «студента Дэвида», который через минуту после
начала эксперимента заявлял, что решил все задачи, и, радостно
подмигивая, удалялся с пачкой денег. После такого нахальства
«результативность» участников опыта, по сравнению с контрольной группой,
подскакивала в три раза. Мол, если ему можно, почему мне нельзя?
Среди других факторов, повышающих
склонность к обману, Ариэли называет умственное истощение, когда
человеку легче по мелочи смошенничать, чем честно довести трудную работу
до конца. А также понимание, что ложь пойдет на пользу не самому
обманщику, а некоей «команде». И ложь во спасение, когда человек
привыкает «приукрашивать действительность» ради каких-то благих (по его
мнению) целей.
По материалам: life.comments.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий